«Солнечный луч» семьи Романовых. Какой была Анастасия, младшая дочь императора Николая II.
Принято считать, что великая княжна Анастасия, младшая дочь Николая II, уничтожила все свои дневниковые записи в 1917 году. Однако не так давно в собрании Дворцовых библиотек Отдела рукописей Российской государственной библиотеки был обнаружен хорошо сохранившийся альбом Анастасии, подаренный ей родителями в 1912 году, на День рождения.
Этот 450-страничный альбом - красиво оформленное подарочное издание 1895 года с подобранными на каждый день годового круга четверостишиями русской поэзии, в котором по сотням страниц, помимо фотографий, разбросаны записи и автографы самой Анастасии, её друзей и знакомых, а так же членов царской семьи. Девочка начала вести этот альбом в день своего рождения, 18 июня 1912 года, последние же записи датируются ноябрём 1917-го. Через восемь месяцев последует кровавая бойня в подвале Ипатьевского дома...
Немало тех, кто вносил записи в этот альбом, разделили участь царской семьи: врач Евгений Боткин, фрейлина Анастасия Гендрикова, комнатная девушка императрицы Анна Демидова, офицер Евгений Кобылинский, великий князь Павел Александрович, офицер Александр Шведов... Наверняка, в трудные времена лишений этот альбом с записями служил младшей княжне своеобразным «помянником» - по всем тем, с кем разлучила её революция, и кого она берегла в своём сердце.
Анастасия была самым обычным ребёнком, не смотря на то, что родилась в царской семье. Чудом сохранившееся её письмо к матери накануне 9-летия, подтверждает это наилучшим образом. «На мой день рождения я хотела бы получить игрушечные расчески (для своих кукол), машину для письма, икону Николая Чудотворца, какой-нибудь наряд, альбом для наклеивания с картинками, потом ещё большую кровать, какая была у Марии в Крыму. Я хочу настоящую собаку, корзину для использованной бумаги, когда я пишу какую-нибудь книгу или что-то другое... Ещё книгу, в которой можно писать небольшие пьесы для детей, которые можно представлять…»
Многие мечты Анастасии из этого списка сбылись - был и наряд, и настоящая собака, и корзина для бумаг. А ещё этот самый альбом, который будет сопровождать её и в лучшие, и в трудные времена…
⠀
Анастасию в семье любили все без исключения, хотя рождение её было встречено с разочарованием. «Аликс опять родила дочь! Боже Мой! Какое разочарование! Четвертая девочка», — писала сестра Николая, великая княгиня Ксения. Все в семье с нетерпением ждали появления на свет наследника, и кажется, лишь отец был несказанно рад рождению ещё одной дочери. Николай II любил всех своих детей одинаково.
⠀
Анастасию назвали не традиционным русским имперским именем, но посчитали его подходящим - в переводе с греческого оно означает воскресение. «Называя её так, царь и царица, возможно, выражали глубоко укоренившуюся веру в то, что Бог ответит на их молитвы и что русская монархия ещё может быть воскрешена рождением сына», — писала Х.Раппапорт в книге «Дневники княжон Романовых. Загубленные жизни». И действительно, через три года сын родился. Но спасти и воскресить монархию Романовым не удалось.
⠀
По впечатлениям современников, «из всех детей в семье Российского Императора Анастасия выглядела менее всех «русской». У неё были тёмно-русые волосы, голубые глаза, как у Ольги и у отца, но чертами лица она очень напоминала свою гессенскую родню, семью матери». Кроме того, все, кто оставил свои воспоминания об Анастасии, упоминали, что она была очень (иногда чересчур) подвижным и энергичным ребёнком. Домашние звали её «маленькой», Настаськой, Настей, «кубышкой» — за небольшой рост и кругленькую фигуру, а ещё забавным прозвищем «швыбзик» или «швибз» - за неистощимость в изобретении шалостей и проказ. И все без исключения отмечали, что маленькая Анастасия обладала большим обаянием.
«Анастасия Николаевна всегда шалила, лазила, пряталась, смешила всех своими выходками, и усмотреть за ней было нелегко», - писала фрейлина Анна Вырубова. А другая фрейлина императрицы, Софья Офросимова, вспоминала: «Когда приходили княжны, в особенности великая княжна Анастасия Николаевна, начинались страшная возня и шалости. Анастасия Николаевна была отчаянной шалуньей и верным другом во всех приказаниях цесаревича».
⠀
Анастасия отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, крутить металлический обруч, могла часами без устали носиться по дворцу, играя в прятки. Легко лазила по деревьям и часто из озорства отказывалась спуститься на землю. Она была неистощима на выдумки, к примеру, любила раскрашивать щёки и носы сестёр, брата и молодых фрейлин душистым кармином (красным красителем), с её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем она очень гордилась, обожала придумывать разные небылицы и тем могла часами развлекать брата, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь. Так же, в годы Первой Мировой войны, она как могла развлекала раненых солдат в госпиталях, давая им концерты и всеми силами стараясь отвлечь их от тяжёлых мыслей.
⠀
Подруга императрицы, Юлия Ден, которая часто бывала среди Романовых, писала: «Самая младшая из великих княжон, Анастасия Николаевна, казалось, была из ртути, а не из плоти и крови. Она была очень, чрезвычайно остроумна и обладала несомненным даром мима. Во всём умела находить забавную сторону... Думаю, из неё вышла бы превосходная комедийная актриса. Она то и дело проказничала, это был настоящий сорванец, но я бы не посмела сказать, что она отставала в своём развитии, как однажды заявил месье Жильяр, наставник цесаревича. Во время революции Анастасии исполнилось всего 16 — в конце концов, не ахти какой преклонный возраст! Она была хорошенькой, но лицо у неё было смышлёное, и в глазах светился недюжинный ум».
Однако при этом Анастасия понимала своё положение, занимаемое ею от рождения, и однажды, когда младший брат сказал ей: «Анастасия, тебе нужно представлять в театре, будет очень смешно!», то получил неожиданный ответ, что Великая княжна не может выступать в театре, у неё есть другие обязанности. По воспоминаниям Пьера Жильяра, «Анастасия была баловница — недостаток, от которого она исправилась с годами. Очень ленивая, как это бывает иногда с очень способными детьми, она обладала прекрасным произношением французского языка и разыгрывала маленькие театральные сцены с настоящим талантом. Она была так весела и так умела разогнать морщины у всякого, кто был не в духе, что некоторые из окружающих стали, вспоминая прозвище, данное её матери при английском дворе, звать её «Солнечный луч».
⠀
Прилежанием в учёбе Анастасия не отличалась, она терпеть не могла грамматику, писала с ошибками, а арифметику с детской непосредственностью именовала «свинством». Преподаватель английского языка Чарльз Сидней Гиббс вспоминал, что однажды она пыталась подкупить его букетом цветов, чтобы повысить оценку, а после его отказа отдала эти цветы учителю русского языка.
⠀
Как и сёстры, Анастасия любила рисовать, вязала, шила, увлекалась модным в то время фотографированием, причём коллекционировала свои фотографии и иногда дарила их по особым случаям. А ещё она любила читать - зачитывалась пьесами Шиллера и Гёте, любила Мольера, Диккенса и Шарлотту Бронте. С удовольствием играла с братом на гитаре и балалайке, а с матерью в четыре руки на рояле исполняла пьесы Шопена, Рахманинова и Чайковского.
⠀
«Анастасия была крайне прямолинейна, даже со взрослыми, - пишет Х.Раппапорт в книге «Дневники княжон Романовых». - Она была самой младшей из четырёх сестёр, но именно к ней было приковано всеобщее внимание. Анастасия обладала прекрасным чувством юмора и хорошо умела развеселить всех и поднять всем настроение. Шестнадцатилетняя Анастасия из всех трёх оставшихся в Тобольске сестёр, единственная сохранила незамутнённое чувство радости в мире, который всё теснее смыкался вокруг них…».
Анастасия благодаря своему жизнерадостному характеру даже в ссылке находила маленькие поводы для радости. В одном из её писем во время ссылки в Тобольске, отправленном на пасхальной неделе 1918 года сестре Марии, Анастасия описывает минуты радости, пережитые, несмотря на грусть, одиночество и беспокойство за больного брата: «Ужасно хорошо устроили иконостас к Пасхе, всё в ёлке, как и полагается здесь, и цветы. Снимались мы, надеюсь, выйдет. Я продолжаю рисовать, говорят — недурно, очень приятно. Качались на качелях, вот когда я падала, такое было замечательное падение!., да уж! Я столько раз вчера рассказывала сёстрам, что им уже надоело, но я могу ещё массу раз рассказывать... Вот была погода! Прямо кричать можно было от приятности. Я больше всех загорела, как ни странно… Очень извиняюсь, забыла вас всех моих любимых поздравить с праздниками, целую не три, а массу раз…».
⠀
Как свидетельствовал генерал М.К. Дитерихс, участвовавший в расследовании убийства царской семьи, «Великая княжна Анастасия, несмотря на свои семнадцать лет, была ещё совершенным ребёнком. Такое впечатление она производила главным образом своей внешностью и своим весёлым характером. Она была низенькая, очень плотная, — «кубышка», как дразнили её сёстры. Её отличительной чертой было подмечать слабые стороны людей и талантливо имитировать их. Это был природный, даровитый комик. Вечно, бывало, она всех смешила, сохраняя деланно-серьёзный вид».
⠀
«Все любили Анастасию, так как своим очарованием каждое серое мгновение она умела претворить в радость и рассеять всякую заботу своей девичьей веселостью. Мать Анастасии, человек суровый, не раз пробовала выговаривать дочери, но эти выговоры обыкновенно кончались смехом и поцелуями. Отец, брат, старшие сёстры, учительница, преподаватели и домашний врач, горничная и лакей — все домашние обожали Анастасию. … Однажды во время ссылки устроили любительский спектакль. Анастасия сама играла главную роль и в самых чувствительных сценах выказала столько комизма, что даже строгая мать «умирала со смеху», как записал в своём дневнике домашний врач, доктор Боткин»(В.Грубинский «Анастасия»).
Даже будучи под арестом в Тобольске и Екатеринбурге, в самые последние месяцы своей жизни, она находила способы развеселиться и развеселить окружающих. По воспоминаниям очевидцев, девочек везли в закрытых на ключ каютах, Алексей ехал вместе со своим денщиком Нагорным, доступ к ним в каюту был запрещён даже для врача. А когда пароход прибыл в Тюмень, далее на специальном поезде четверых детей доставили в Екатеринбург. Анастасия сохраняла при этом отличное расположение духа. В письме, рассказывающем о поездке, проскальзывают нотки юмора: «Мой дорогой друг, расскажу тебе, как мы ехали. Мы вышли рано утром, потом сели в поезд, и я заснула, а вслед за мной все остальные. Мы очень устали, потому что не спали до этого целую ночь. Первый день было очень душно и пыльно, и приходилось на каждой станции задёргивать занавески, чтобы нас никто не мог видеть. Однажды вечером я выглянула, когда мы остановились у маленького дома, станции там не было, и можно было смотреть наружу. Ко мне подошёл маленький мальчик и попросил: «Дядя, дай газету, если у тебя найдётся». Я сказала: «Я не дядя, а тётя, и газеты у меня нет». Я сначала не поняла, почему он решил, что я «дядя», а потом вспомнила, что волосы у меня были коротко острижены, и вместе с солдатами, которые нас сопровождали, мы долго смеялись над этой историей. Вообще, в пути было много забавного, и если будет время, я расскажу тебе о путешествии с начала и до конца. Прощай, не забывай меня. Все тебя целуют. Твоя Анастасия».
⠀
И всё это время, судя по записям, в течение шести лет - и в Петергофе, и на яхте «Штандарт» (на Балтике и в Крыму), и в Ливадийском, и в Александровском дворцах, и в Могилеве (Царской ставке), и в Тобольске, и потом - в Екатеринбурге с ней всегда был её альбом. А окружавшие её люди вносили в него памятные записи, пожелания, оставляли автографы. В последние месяцы 1917-го в альбоме Анастасии уже не вносилось никаких других записей, кроме текстов молитв за тех, с кем её разлучила революция, кто остался в мятежном Петербурге и осаждённом Крыму, был дорог, любим и вспоминаем ею в вынужденном изгнании.
Ей было всего 17 лет, когда её настиг конец земной жизни в подвале Ипатьевского дома. Анастасия умерла не от пули (в корсет её платья были зашиты оставшиеся украшения — при удачном стечении обстоятельств предполагалось выкупить за них путь к спасению), поэтому её докалывали штыками и добивали прикладами, смерть её была мучительной. После расстрела в комнате великих княжон был найден последний незаконченный рисунок, сделанный рукой Анастасии, — качели между двух берёз…
⠀
Участвующие в расстреле царской семьи рассказывали, что Анастасия до последнего боролась со смертью. А общественность потом надеялась и верила, что ей удалось выжить. На «чудесных историях спасения» стали наживаться самозванки, объявляющие себя Анастасией, а также - спекулировать корпорации, например, «Дисней», который коммерциализировал эту историю, превратив её в красивую сказку. Но в реальности - Анастасия разделила судьбу всей своей семьи, оставив после себя добрую память, шутливые фотографии и альбом, который сохранил для потомков её дыхание вместе с дыханием времени…
В нашем паблике мы каждый день публикуем истории из жизни Романовых и их архивные документы. Подписывайтесь, чтобы не потерять
Записки Романовых
Оставить сообщение: